Что такое характеристика предложения в русском языке. Понятие о предложении. Общая характеристика предложения. Что мы узнали

1..По цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

2..По восклицательности: восклицательные – невосклицательные.

3..По наличию второстепенных членов: распространенные – нераспространенные.

4..По наличию главных членов: двусоставные – односоставные (назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные).

5..По смыслу: полные – неполные.

6..Осложненные или ничем не осложненные (оборотами или однородными членами).

7..Типы предложений по наличию главных членов:

1..Двусоставные.

2..Односоставные.

А..С одним главным членом – подлежащим.

1..Назывное.

Б..С одним главным членом – сказуемым.

1..Определённо-личное (подлежащее можно подставить, и только одно (я, ты, мы, вы))

2..Неопределенно-личное (подлежащие можно подставить, их много; обычно кричали – пр.вр.мн.ч. или кричат – 3 л.мн.ч.)

3..Обобщенно-личное (= опр.-личное, неопр.-личное + в поговорках)

4..Безличное (подлежащее нельзя подставить, выражено инфинитивом, пр.вр.ср.род - теплело, наст.вр. 3л.ед.ч. – теплеет, категорией состояния – холодно)

Отличать от неполных. Неполные:

1) в диалоге (- Чай будешь черный? – Черный (опр.личн.- характеризуется по первому полному предложению)

2) в сложном предложении (Мы возьмем топор (двусост.), а вы – пилу (двусост.))

Различение союзов и союзных слов.

1..Наличие и тех, и других указывает на сложноподчиненное предложение.

2..Союзное слово является членом предложения (поверка: заменить не местоимением и не местоименным наречием или задать вопрос).

Неделимые словосочетания.

1..Числительное + существительное.

2..= числительное + существительное

3. Слово (количество) + из + слово(смысл)

4..Слово + с + слово + сказуемое во множественном числе.

5..Фразеологизм.

Также как одно слово подчеркиваются:

1..Обороты (причастный, деепричастный, обособленные определения, обстоятельства, дополнения, уточнения)

2..Составные сказуемые.

3..Сочетания предлога с самостоятельным словом.

4..Составные степени сравнения.

Виды придаточных

Придаточные определительные

Придаточные изъяснительные

--Придаточные обстоятельственные

3..Образа действия как? каким образом?

4..Меры и степени насколько? в какой степени?

5..Места где? куда? откуда?

6..Времени когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

7..Цели зачем? с какой целью? чтобы (чтоб)

8..Причины почему? отчего? потому что, оттого что, так как, ибо

9..Условия при каком условии? если, когда, раз

10..Уступки несмотря на что? хотя, несмотря на то что, пускай, пусть сколько ни, как ни

11. Следствия и..? следовательно..? так что

12..Сравнительные как? как, словно, будто

Она порхала по квартире, (как порхает молодая бабочка, только что научившаяся летать).

Ответ или решение 2

Как дать характеристику предложения:

1. Определить, какое предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительные, побудительное.

2. Определить, какое предложение по интонации: восклицательное, невосклицательное.

3. Определить, какое предложение по наличию главных членов: двусоставное, односоставное.

4. Определить, какое предложение по наличию второстепенных членов: распространённое или нераспространённое.

5. Определить, чем осложнено предложение: однородными членами, обращением, прямой речью.

Для начала, нужно определить является ли слово или группа слов предложением . Для этого предложение должно иметь законченную мысль.

Предложение может быть простым и сложным , очень важно правильно на данном этапе определить количество грамматических основ.

Если одна, то предложение простое, две и более сложное.

Обратите внимание, что грамматическая основа может быть не полной.

Например: Прислушался, а поезд то приближался. (в этом предложении 2 грамматические основы)

Характеристики для простого предложения

Простые предложения делятся на двусоставные и односоставные . В двусоставном присутствуют и подлежащие и сказуемое. В односоставном один из членов грамматической основы отсутствует.

В зависимости от присутствующего главного члена предложения односоставное предложение может быть:

  • номинативное;
  • инфинитивное;
  • безличное;
  • обобщенно-личное;
  • неопределенно-личное;
  • определенно-личное.

Простое предложение может быть также полным и не полным . Не полное предложение, когда один из значимых по смыслу членов предложения (не важно главных или второстепенных) пропущен.

Также простое предложение может быть распространенным (есть второстепенные члены) и не распространенным (только грамматическая основа).

Характеристики для сложного предложения

Первое, что нужно определить в сложном предложении это является оно союзным или бессоюзным (наличие союза или союзного слова между частями сложного предложения).

Союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные .

Части сложносочиненного предложения равны и не зависимы друг от друга. Для связи сложносочиненных предложениях используются такие союзы: соединительные, противительные, разделительные.

Части в сложноподчиненном предложение не могут считаться равными. Независимую часть принято называть главной частью, а зависимая соответственно именуется придаточной. Сложноподчиненные предложения бывают (определяется по виду придаточного предложения): определительные, изъяснительные, присоединительные и обстоятельственные.

Также сложные предложения с тремя и более частями могут иметь в составе различные виды связи.

Характеристика предложений
учебно-методический материал по русскому языку по теме

В данном документе содержатся теоретические сведения о видах предложений, которые необходимо знать, чтобы правильно выполнить синтаксический разбор.

Этот материал могут использовать в своей работе как учителя, так и ученики.

Также в нём есть краткий вспомогательный материал о главных и второстепенных членах предложения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

1) по цели высказывания

1) Мальчик прочитал интересную книгу.

2) Сегодня выпал первый снег.

3) Наконец-то наступила зима!

1) Куда ведёт эта дорога?

2) Кто стучится в дверь ко мне?

3) Ты позвонишь мне сегодня вечером?

  1. Дай мне, пожалуйста, эту книгу.
  2. Читайте внимательно!
  3. Берегите природу!

2) по эмоциональной окраске

Выражают сильные чувства (эмоции) говорящего и его отношение к сообщению: радость, волнение, огорчение и т.п. В конце предложения ставится восклицательный знак или восклицательный и вопросительный знак.

В конце предложения ставится точка.

  1. Какая прекрасная погода!
  2. Как красив лес осенью!
  3. Разве вы не поняли меня?!

1) Все птицы улетели на юг.

(по количеству грамматических основ)

Состоят из двух или более грамматических основ (из двух или нескольких простых предложений).

  1. Наступила осень.
  2. Листья на деревьях уже пожелтели.
  3. Птицы улетели на юг.
  1. Наступила зима, и выпал снег.
  2. Море волновалось, и наша лодка качалась на волнах.

4) по характеру грамматической основы

(что входит в ее состав?)

Грамматическая основа состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого).

Грамматическая основа состоит из одного главного члена (или подлежащего, или сказуемого)

  1. Над рекой повис туман.
  2. Выпал первый снег.
  3. Ребята купаются в речке.
  1. На улице темнеет.
  2. Люблю грозу в начале мая.
  3. Лютый холод.
  1. по наличию второстепенных членов

(есть ли в предложении определение, дополнение, обстоятельство?)

Кроме главных членов, есть и второстепенные члены предложения (хотя бы один).

Состоят только из главных членов предложения.

  1. Осенью птицы большими стаями улетают на юг.
  2. Ученики поют любимые песни.
  1. Дети танцуют и поют.
  2. Тишина.
  3. Выпал снег.
  1. По наличию осложнений

Предложение может быть осложнено:

1) однородными членами;

2) обособленными членами;

4) вводными словами и предложениями;
5) вставными конструкциями.

Предложение ничем не осложнено. В нём нет ни однородных, ни обособленных членов предложения, ни вводных слов и конструкций, ни обращений.

1) На дорогах, в оврагах весело журчат ручьи.

2) Белые, жёлтые, красные розы стояли в вазе.

2) Ребёнок, заснувший у меня на руках, внезапно проснулся. (осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом)

3) Серёжа, ты прочитал эту книгу?

4) Наверное, скоро начнётся гроза.

  1. 1) Повсюду весело журчат ручьи.
  2. Дети купаются в речке.

Подлежащее — главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое – либо состояние, обладает определённым признаком.
Отвечает на вопросы:
Кто? Что?

Например: Сегодня выпал первый снег.

Сказуемое — главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.

Отвечает на вопросы:
Что делает? Каков? Что такое? Кто такой?

Например: На земле лежат жёлтые листья.

Подлежащее и сказуемое – основа предложения.

Дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает предмет.

Отвечает на вопросы косвенных падежей.

Например: Я написал письмо маме.

Определение — второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.

Отвечает на вопросы:
Какой? Чей?

Например: На ветках деревьев лежит пушистый снег.

Обстоятельство — второстепенный член предложения, который обозначает время, место, способ действия.

Отвечает на вопросы:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем? и Как?

Например: Сегодня мы ходили в лес за грибами.

«Образцы синтаксического анализа простого предложения»

1. Простое предложение

Грамматическая основа одна : кричат грачи, значит, предложение простое .
повествовательное .
По интонации предложение невосклицательное .

Строение предложения: двусоставное распространённое : согласованные определения сонные, далёких, обстоятельство места на деревьях; предложение полное .

На перемене учитель попросил меня принести в класс географическую карту.

2. Простое предложение, осложнённое однородными членами

Грамматическая основа одна : искусство создаёт, формирует - предложение простое .
По цели высказывания предложение повествовательное .
По интонации предложение невосклицательное .

Строение предложения: двусоставное (подлежащее - выражено существительным, сказуемые - простые); распространённое (согласованные определения хороших, человеческую, прямые дополнения людей, душу); предложение полное ; осложнено однородными сказуемыми .

Однородные сказуемые разделяются запятой.

3. Простое предложение, осложнённое обособленными оборотами

Грамматическая основа одна : глаз охватывал, значит, предложение простое повествовательное . По интонации предложение невосклицательное .

Строение предложения: двусоставное (подлежащее - выражено существительным, сказуемое - простое глагольное); распространённое (согласованное определение кругообразную, обособленное определение, выраженное причастным оборотом замыкавшую небо и море (зависит от дополнения черту), обстоятельство образа действия свободно, обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом не встречая препятствий (зависит от сказуемого охватывал)).

Обособленные члены выделяются запятыми.

Выйдя из дома, Маша направилась в продуктовый магазин.

4. Простое предложение, осложнённое не членами предложения

Грамматическая основа одна : погода стояла великолепная, значит, предложение простое . По цели высказывания предложение повествовательное . По интонации предложение невосклицательное .

Строение предложения: двусоставное (подлежащее - простое, сказуемое - составное именное); распространённое (обстоятельство времени всё время). Предложение осложнено вводным словосочетанием на моё счастье , которое не является членом предложения и выражает положительную эмоциональную оценку.

Вводное словосочетание выделяется запятой.

5. Предложение с прямой речью

«Что же ты стоишь!» - закричал я сердито.

Предложение с прямой речью.

Грамматическая основа одна : ты стоишь - предложение простое . По цели высказывания предложение повествовательное . По интонации предложение восклицательное .

Строение предложения: двусоставное (подлежащее - выражено местоимением, сказуемое - простое глагольное), нераспространённое .

Грамматическая основа одна : закричал я - предложение простое . По цели высказывания предложение повествовательное . По интонации предложение невосклицательное .

Строение предложения: двусоставное (подлежащее выражено местоимением, сказуемое простое глагольное), распространённое (второстепенный член - обстоятельство сердито).

Конспект урока «Образцы синтаксического анализа простого предложения».

Следующая тема: «Синтаксический анализ сложного предложения».

Синтаксическая характеристика предложения, которую иначе называют "синтаксический разбор", требуется для систематизации его конструкций, что помогает более полно понять его смысл и не допустить ошибки при постановке знаков препинания. Как правило, подобная письменная работа требуется в заведениях среднего образования, так как впоследствии она проводится мысленно на автоматическом уровне.

Если предложение оказалось простым, характеризуем его по типу основы - односоставное или двусоставное. В первом случае необходимо указать разряд (назывное, определенно- или неопределенно-личное, безличное). Во втором - полное предложение или неполное.

После этого идет характеристика предложения по наличию второстепенных членов - оно может быть распространенным или нераспространенным. Далее указываем наличие осложняющих структур - вводных слов, обращений, причастных и деепричастных оборотов, однородных членов, прямой речи, обособленных конструкций. И в завершение - разбираем все члены предложения, указывая части речи, которыми они выражены. Объясняем расстановку знаков препинания. Характеристика предложения, если оно простое, на этом заканчивается.

Характеристика несколько отличается от описанной выше схемы. После второго пункта следует указание типа связи между его частями - она может быть союзной или бессоюзной. При обнаружении союзной связи определяем - сложносочиненное или сложноподчиненное.

После этого отдельно разбираем каждую простую конструкцию, как если бы это были отдельные предложения по алгоритму, приведенному выше. Точно так же указываются состав, наличие второстепенных членов, осложненность и так далее. На этом характеристика предложения завершается.

Итак, мы видим, что любая характеристика предложения в конечном итоге сводится в объяснению знаков препинания. То есть она нужна для проведения систематической самопроверки. Кроме того, данная процедура помогает избежать распространенных в частности, неверного согласования между частями предложения. Характеристика предложения в большинстве случаев довольно проста, но здесь есть и обратная сторона медали. Малейшая ошибка может повлечь к неправильному толкованию предложения или неверному его написанию. Конечно, при работе с готовыми примерами это не так страшно. Но в заданиях, где от зависит постановка знаков препинания, нужно стараться подходить к характеристике как можно более серьезно. И тогда вы сможете избежать множества ошибок.

Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее определённой смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.

Предложения различают по: цели высказывания, интонации, характеру грамматической основы, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения,

полноте или неполноте грамматического состава предложения,

наличию или отсутствию обособленных членов предложения,

количеству грамматических основ.

По цели высказывания различают предложения повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. (утверждаемом или отрицаемом): Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего. Например: Зачем тебе в Петербург?

Грамматические средства оформления вопросительных предложений:

1) вопросительная интонация - повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса: Разве ты песнею зазывала счастье? (Ср.: Разве ты песнею зазывала счастье? - Разве ты песнею зазывала счастье? ); 2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос): Не град враждебный ли горит? 3) вопросительные слова - вопросительные частицы, наречия, местоимения, например: Не лучше ли тебе отстать от них самому? Зачем мы здесь стоим?

Побудительными называют предложения, выражающие волеизъявление говорящего.

Они могут выражать:

1) приказ, просьбу, мольбу: « Молчать! Поезжай, Петр!» - командовал студент;

2) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу, например: Тираны мира! Трепещите! 3) согласие, разрешение: Как хочешь, так и поступай; Можешь идти куда глаза глядят;

4) призыв, приглашение к совместному действию: Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! 5) желание: Дать бы ему сажи голландской с ромом.

Грамматические средства оформления побудительных предложений

1) побудительная интонация; 2) сказуемое в форме повелительного наклонения; 3) специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, ну-ка, да, пусть );

4) междометия.

По интонации различаютпредложения восклицательные иневосклицательные.

Восклицательными называются эмоционально окрашенные предложения, что передается специальной восклицательной интонацией. Эмоциональную окраску могут иметь различные типы предложений: и повествовательные, и вопросительные, и побудительные. Например: повествовательно-восклицательное: Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! ; вопросительно-восклицательное: Кто б Измаила смел спросить о том?! ; побудительно-восклицательное: О, пощади его!.. постой! - воскликнул он .

Грамматические средства оформления восклицательных предложений

1) интонация, передающая разнообразные чувства: радость, досаду, огорчение, гнев, удивление (восклицательные предложения произносятся более высоким тоном, с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию): Прощай, письмо любви, прощай! Постой, голубушка моя! 2) междометия, например: Ах, этот человек, всегда причиной мне ужасного расстройства! ; Ух! хорошо здесь подают! Ахти, хорошо! ; Тьфу, господи, прости! Пять тысяч раз твердит одно и то же! 3) восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, сообщающие высказываемому эмоциональную окраску: ну, о, ну и, куда как, как, какой, что за и : Ну что за шейка! Что за глазки! Ну вот вам и потеха!

Интонационное богатство русской речи (см. тема №4).

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов.

Наиболее важное в сообщении слово в устной речи может быть выделено усилением голоса – логическим ударением, а также порядком слов. Умение правильно пользоваться логическим ударением и обратным порядком слов не только делает нашу речь более точной, создаёт условия для однозначного её понимания, но и способствует её звуковой выразительности.

В русском предложении порядок слов (точнее, порядок членов предложения) считается свободным . Это значит, что не существует строго закрепленного места в предложении за тем или иным его членом. Встречается как прямой, так и обратный порядок слов.

Прямой порядок слов в предложении

Таблица 36

Прямой порядок слов характерен для речи научной и публицистической, обратный - чаще встречается в речи разговорной и произведениях художественной литературы.

Расположение слов в предложении определяется целесообраз­ностью и коммуникативными задачами, главная из которых - быть понятым.

С этим связано так называемое актуальное члене­ние высказывания , которое предполагает:

1. движение от известного, знакомого к неизвестному, новому: первое заключено в начальной части предложения, второе - в его конце.

2. Другое условие правильного построения предложения - зависимые слова должны стоять перед главным или непосредственно после него. При большом количестве второстепенных членов они должны располагаться так, чтобы исключить неправильное понимание, как, например в предложении: Они продают одежду для врачей отечественного и импортного производства; Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.

Намеренный отход от привычного порядка членов предложе­ния осуществляется с целью выделения отдельных слов или ча­стей предложения и называется инверсией:

Тучки небесные , вечные странники!

Степью лазурною , цепью жемчужною

Мчитесь вы , будто, как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную .

В этом четверостишии Лермонтова четыре случая инверсии: в трёх случаях согласованное одиночное определение стоит после главного слова, в четвёртом - сказуемое предшествует подлежа­щему. С перестановкой слов создаются добавочные смысловые и выразительные оттенки, меняется экспрессивная функция того или иного члена предложения. Инверсный характер члена предложения определяется местом слова в предложении - в наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в начало или, наоборот, отодвигается в конец предложения: Помочь мне может только судьба.Кончились мои неприятности. Всякий обратный порядок в тексте должен быть эстетически оправдан (стилистическое применение). Неоправданная инверсия, неудачный порядок слов являются источником стилистических ошибок, приводят к искажению смысла фразы или двусмысленности, например: Лучшая доярка Иванова на 28-й день после отела получила от коровы под кличкой Маруська 37 литров молока . - слова «на 28-й день после отела » следовало поставить после слова «Маруська »).
Писатели используют обе разновидности порядка слов в предложении, часто чередуя их. Преобладание только одного вида предложений привело бы к однообразию речи. Умелое использование порядка слов в предложении является важным средством усиления выразительности речи.

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое :

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное :

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся , распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)


Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое - какой формой глагола;
    • составное глагольное - из чего оно состоит;
    • составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor